Навигация
Главная
О школе
Новости
Руководство
Одно окно
Электронное обращение
Доска почета
Показатели образовательной деятельности
Методическая помощь
Педагоги
Учащимся
Родителям
Детские и молодежные общественные организации
Информационно-библиотечный центр
Профориентация
СППС
"Телефон доверия"
ПКПП
Семерочка
Спорт для всех
Фотогалерея
Скачать
Поиск
Образцовая студия танцев "Эврика"
Школа - территория здоровья
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Голосования
Что вы предпочитаете делать в субботу?
 
Степень удовлетворенности платными образовательными услугами, оказываемыми учреждением образования
 
 
Главная arrow ПКПП arrow Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
«Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»
Артикуляционная гимнастика в домашних  условиях.

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, р, л).
 Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает звуки П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, С, 3, Л, К, Г, X. Свистящие (С-3), шипящие (Ш-Щ), сонорные (Р-Л) в возрасте 2-2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет.
 В это время необходимо проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание.
Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у детей.
 Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
 1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л) .
 2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка) .

 Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?  
Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
 Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
 Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком… »
 Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
 Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают.
Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.  Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
 • «Заборчик»    
 • «Окошечко»
 • «Трубочка»
 • «Чашечка»
 • «Блинчик»
 • «Иголочка»
 • «Мостик»
 • «Парус»
 Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.
 Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»
 Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
 • «Часики»
 • «Качели»
 • «Лошадка»
 • «Чистим зубки»
 • «Вкусное варенье»
 • «Барабанщик»
 • «Худышки – толстяки» и другие.
 Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома
 1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
 Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
 Упражнения с шариком. (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)
 Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.
 Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
 Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
 Крутить шарик лакательными движениями языка.
 Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".
 Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
 Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
 Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
 Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Упражнения с ложкой.
 1. Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
 Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
 Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
 Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
 2. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие  движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
 3. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
 4. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов   растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
 Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками
«Воздушный футбол»
 Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).
«Поющая бутылочка» Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.
 Обратите внимание!
Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.
 Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
Свеча.
 Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите   ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не   должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к  ребенку, затем постепенно удалять ее.
«Фокус» («Снежинка на носу»)
 Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Усложнение:
 На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной   воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).
Обратите внимание!
 Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.
 Не сжимать язы зубами.
  Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков
«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).
 Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
 Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
 Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
 Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
 Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
 Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз. В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.
 
< Пред.   След. >
 
Статистика
Advertisement
Advertisement
Погода

Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Средняя школа №7 г. Сморгони © 2019